Кованые лестницы – архитектурные меридианы…

В разработке архитектурного объекта любой штрих - проекция на будущий шедевр. Только досконально зная историю и свойства материалов, можно достигнуть приемлемых результатов. Ежедневным проводником человека является лестница. Не замечая ее присутствия, мы движемся по жизни. А предмет этот ритуален по-своему и достоин внимания.Разобраться в истории и всех особенностях этого, простого на первый взгляд, архитектурного атрибута поможет директор по маркетингу ООО «Тульский мастер» (ТМ «Мастерская Данила») Саята Сауранбаева.

История появления кованых лестниц берет свое начало в XVI веке. Тому, кто останавливался в пятизвездочных отелях мира, посещал дворцы Европы или совершал круизы на океанских лайнерах, сложно себе представить, что величественные лестницы, украшающие вестибюли и бальные залы, никогда не существовали. До эпохи Ренессанса лестницы были исключительно служебными. Чаще всего спиралевидные лестницы располагались в узких, ограниченных пространствах средневековых замков, крепостей или башен. Обычно у таких лестниц совсем не было перил, или перила делались из веревки или дерева. Только в эпоху Ренессанса у роскошных церемониальных лестниц, которые устанавливались во дворцах Франции и Италии, перила появились с обеих сторон. Первые открытые лестницы с балюстрадами, которые поддерживали перила, появились в 1550 году во Флоренции и Италии, а в 1688 году во французском Версале. Поражает тот факт, что в Америке в это время индейские культуры использовали грубые лестницы, выдолбленные в скалах или твердой земле, с дырками для пальцев, сделанными в стенах для облегчения подъема.

Директор по маркетингу Саята  Сауранбаева поделилась также знаниями о самой ранней и самой известной кованой  лестнице,

Директор по маркетингу Саята Сауранбаева поделилась также знаниями о самой ранней и самой известной кованой лестнице, спроектированной английским архитектором, создателем английского Ренессанса, Иниго Джонсом (Inigo Jones) в 1637 году.

Это лестница, состоящая из волнистых линий, украшенная необычными листьями и тюльпанами, носит название «Тюльпанная Лестница», и находится она во Дворце королевы в английском Гринвиче.  У нее нет центральной опоры. Голубые тюльпанные стойки перил на фоне белых стен создают узор необычайной красоты. Некоторые архитекторы известных домов в Лондоне вносили  округлую форму «Тюльпанной лестницы» в свои строения до конца 19 века.

Французская парадная лестница стиля  Рококо была элегантной и просторной и находилась обычно в лобби или фойе. Примером

Французская парадная лестница стиля Рококо была элегантной и просторной и находилась обычно в лобби или фойе. Примером чистого стиля французского Рококо, по мнению специалистов художественной ковки «Мастерской Данила», является двухэтажная лестница архитектора Жана Ламура в мэрии французского города Нанси (XVIII век) с ее позолоченными  узорами и кружевными формами. Жан Ламур, который также спроектировал ворота для Версаля, один из немногих дизайнеров лестниц того времени, чье имя осталось известным.

По мере того, как сменялись стили в искусстве - от Ренессанса к Барокко, от Барокко более легкому стилю Рококо, затем к Арт Нуво (стиль Модерн), и к последующим современным стилям – дизайн кованых лестниц менялся и  следовал модным течениям. В наше время, когда люди могут переезжать, откуда угодно куда угодно, а здания становятся более эклектичными, и мир как бы сжимается, неудивительно находить разные стили, собранные вместе, особенно в новом жилищном строительстве.

Историки искусства различают стили лестниц  согласно странам и периоду появления, что  облегчает им  определение  жанров искусства. Однако, по мнению руководства  «Мастерской Данила»,   заказчику кованых лестниц, также как и архитектору, и мастеру кузнечных дел, важно не только определить дизайн и стиль будущей лестницы.

Важно учесть множество других составляющих в архитектуре: площадь пространства, высота подъема, вид лестницы.  Будет ли лестница сама себя поддерживать? Правильно ли выбран материал? Какой формы будут перила? Какой угол изгиба, спиральность?   Только когда эти вопросы будут решены, дизайнер может думать об эстетической составляющей. К счастью современные производители кузнечных кованых изделий такие универсальные, что могут создать практически любую модель в любом стиле и для каждого. Главное определиться с компанией-производителем,  и четко знать чего  вы  хотите, тогда все ваши мечты и желания воплотятся в жизнь.